НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ КОНФЕРЕНЦИИ СТУДЕНТОВ И МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
"МОЛОДЕЖЬ И НАУКА-97"
Об особенностях проведения телеконференции
Оргкомитет решил провести первую телеконференцию, не дожидаясь ввода оптоволоконной линии связи между МИФИ и опорной сетью своего округа, которая увеличит скорость порядков. Поэтому было увеличено время представления и обсуждения докладов с учетом параллельной работы более 600 компьютеров в информационно-вычислительной сети МИФИ-INTERNET, включая 185 компьютеров в четырех корпусах студенческого городка с 400 пользователями, соединенных с МИФИ телефонными каналами. По оценкам, среднее время прохождения письма во время телеконференции зависело от загруженности отдельных участков сети по Москве и России и составляло от нескольких минут до нескольких часов, что было вполне приемлемо.
Доклады и студенческие предложения были доступны в сети с 10.12.97 по 23.01.98, в этот же период принимались вопросы и ответы по дискуссии. На Рождественские каникулы с 31.12.97 по 10.01.98 прерывалось лишь обновление страницы "Дискуссии"
Каждый участник по результатам дискуссии и на основе обзора докладов мог дополнить или видоизменить свои материалы, послав новую версию практически до конца 1997 г. Наши "добрые феи" - операторы сайта конференции формировали файлы в сборники научных трудов до 30.12.97.
Дискуссия по докладам шла как через страницу, так и напрямую между авторами.
За доступность всей информации и простоту диалогового режима пришлось заплатить невысокой скоростью обмена, что потребовало методичной работы участников и руководителей конференции в течение длительного времени.
Это с учетом предновогодней суеты и зачетной сессии выдерживали не все. Учитывая это, а также широту тематики докладов конференции и их большое количество (более 210), оргкомитет принял решение продлить дискуссию до 23.01.98.
Многонаправленность и широта тематики конференции
Поскольку молодежная телеконференция проводилась в рамках научной
сессии МИФИ-98, ее тематику характеризовала Многонаправленность, определяемая
критическими технологиями федерального уровня и широким профилем МИФИ.
Впервые доклады были представлены по 14 секциям, поэтому
распределение материалов по ним и их обсуждение оказалось непростой задачей.
Выручили опять доступность докладов и большое время для дискуссии.
По отзывам председателей секций, несмотря на известные трудности и
беды, остается высоким уровень молодежной науки в ведущих технических университетах
России, представленных на конференции.
На основе анализа материалов конференции можно отметить, что
методика обучения в МИФИ, основанная на симбиозе технического и
университетского образования, выдержала испытания на мобильность, связанные с
необходимостью концентрации усилий в новых направлениях, определяемых
федеральной и отраслевыми программами.
Все это оставляет стране шанс при соответствующей поддержке высшей школы, опираясь на отечественный опыт, остаться в числе лидеров мирового технического прогресса, хотя бы по нескольким направлениям.
Практическая направленность конференции (наука - народному хозяйству)
Половина докладов отражает результаты проектирования реальной аппаратуры, изделий, технологических процессов, часть из них непосредственно связана с промышленными системами и технологиями.
Направленность докладов, представленных нашими коллегами из Пензы, Воронежа, Томска, Таганрога и филиалов МИФИ в регионах России, как правило, связана с практическим применением научных разработок в конкретных областях народного хозяйства.
Широко представлены новые и новейшие технологии от компьютерных, включая защиту информации, до промышленных. Например, вызывает уважение и большой интерес серия работ, выполненных школьниками на базе лицея 1511 при МИФИ по проекту кафедры 21 "Синтез BN-фуллеренов". Технологии взрывного прессования и ударно-волновой активации, представленные ПГТУ (г. Пенза), дополняют электроимпульсные технологии, традиционно разрабатываемые в МИФИ.
Существенно продвинулись по сравнению с конференцией "Студенческая научная осень-94" исследования в области биофизики, медицинской физики и техники, экологии и экономики. Это же можно сказать о работе секции "Студенческие идеи, проекты и предложения", которую курировал Центр студенческих инициатив (ЦСИ) технопарка МИФИ.
Задачей ЦСИ, который был создан в технопарке для организации и поддержки конкретных проектов студентов и молодых ученых и их работы в области высоких технологий, является проведение презентации 10 проектов (два из Томского университета автоматизированных систем управления и радиоэлектроники, один из Воронежского государственного технического университета и семь из МИФИ).
Оценку проектов будет проводить экспертная комиссия, включая специалистов по технологическому консалтингу и бизнесменов, сотрудничающих с технопарком МИФИ. Лучшие проекты получат рекомендацию к финансированию.
Комиссия предварительно рассмотрела представленные материалы и рекомендовала оргкомитету издать их отдельным сборником.
Заключение
Проведя телеконференцию, мы только слегка приоткрыли дверцу в чудесную страну INTERNET с населением численностью более 70 миллионов, имеющим возможность получить сведения практически "обо всем", что создано человеком на нашей Земле.
К сожалению, нарастающий научно-технический потенциал информационной цивилизации, в которую уже вступили многие страны, не стал достоянием массового сознания россиян, и многие не уяснили новую особую роль знаний и информации в производстве материальных благ и во всех других видах человеческой деятельности. Отсюда все наши беды.
Возрождение российской науки невозможно без вузовской ее части, где есть опора на молодежь и возможность растить молодые таланты
Шеф-профессор научно-исследовательской работы студентов МИФИ Попов Ю.А